В Нерюнгринский музей истории освоения Южной Якутии им. И.И. Пьянкова не часто, но все же приносят редкие уже сегодня вещи. Неравнодушным нерюнгринцам жалко выбросить на помойку то, что когда-то с большим трудом досталось их бабушкам и дедушкам. Так, 20 марта коренной нерюнгринец Тарасов Максим Владимирович принес в музей раритет, доставшийся ему от бабушки. Максим родился в Нерюнгри, закончил здесь среднеобразовательную школу № 2 и сейчас трудиться в своем родном городе. Раритетная вещь, принесенная в музей Максимом называется «Урал». Это же конечно ни могучая река, и ни огромный регион Росси. Это сетевая ламповая радиола "Урал-112", которая с 1974г. выпускалась Сарапульским заводом им. Г.К. Орджоникидзе в Удмуртии. Прибор действительно красавец, да еще на ножках, в отличном состоянии, как только из магазина, правда, припорошенный немного пылью..
Приемники, а позже и радиолы с названием «Урал» начали выпускать в далеком 1946г. Его разработчики предполагали, что перед всеми кто купит их детище, возникнет картина неописуемой красоты уральского края, его седых гор и необъятных просторов, громадных заводов и могучей индустрии. Таким они и создали тезку величественного Урала – прочным, устойчивым, принимающим широковещательные станции. Первенец марки «Урал-46» завоевал большую популярность среди радиослушателей. В дальнейшем славное семейство марки «Урал» продолжало расти. В 1969г. на конвейер была поставлена радиола «Урал-110», где первая цифра номера означала принадлежность изделия к первому классу, а две следующие – порядковый номер разработки.
С первого квартала 1974г. началось серийное производство радиолы «Урал-112», которая сохранила электрические характеристики предыдущей модели, но по внешнему виду стала лучше. Полированный футляр данной модели изготавливался на Сарапульском лесокомбинате. Корпус радиолы - деревянный, отделан ценными породами дерева с полиэфирным лаковым покрытием. Имеются съемные ножки, что давало возможность ставить прибор на пол с помощью прикрученных ножек или, отвинчивая их, размещать на столе или другой поверхности.
Радиола «Урал-112» была предназначена для приема передач радиовещательных станций с амплитудной модуляцией в длинных, средних и коротко волновых диапазонах, с частотной модуляцией в диапазоне УКВ, а также для воспроизведения грамзаписи. В верхней части корпуса под крышкой расположено электропроигрывающее устройство, которое позволяет слушать пластинки не только на 33 и 45 оборотов в секунду, но и на 78, в этом случае на игле есть возможность переворота звукоснимателя, предназначенного для старых пластинок. На фронтальной стенке под декоративной решеткой размещены две головки громкоговорителя и еще одна на боковой стенке. Все органы управления радиолой находятся в нижней части передней панели. На заднюю стенку выведены гнезда для подключений внешней антенны и заземления, антенны УКВ, дополнительного громкоговорителя, магнитофона (на запись и воспроизведение). Габаритные размеры радиолы без ножек - 760х298х330 мм, высота ножек 610 мм. Масса радиолы не более 21 кг.
За четыре года производства радиолы «Урал-112» ее выпуск составил 1022958 штук, а подведенный заводчанами в 1978г. итог своей многолетней работы по выпуску серийной модели «Урал» достигла 10-миллионного количества. Модель радиолы «Урал-112» стала последней ламповой радиолой завода. На смену лампам пришли транзисторы. В 1984г. Сарапульский завод моделью «Урал-114» завершил производство радиол «Урал». Стоимость радиолы «Урал-112» составляла 141 рубль. По тем временам это были довольно большие деньги, если учесть, что средняя заработная плата составляла 60-70 рублей в месяц. Но высокая чувствительность, превосходное звучание, надежность – все эти качества радиолы могли удовлетворить самый взыскательный вкус. Они создавали в домах атмосферу праздника, прививали любовь к музыке, давали возможность услышать самые свежие новости.
Помимо радиолы Максим с другом принесли в музей неподъемный баул с пластинками. Все хорошего качества, в своих бумажных футлярах. Дав немного прибору отогреться, сотрудники музея включили его в электросеть, поставили пластинку и услышали советские песни как привет из далеких 1970-1980-х годов. Выражаем огромную благодарность Максиму Тарасову за принесенные в музей предметы, за его неравнодушие к вещам ушедшей эпохи.
Т. Рахматова – специалист Нерюнгринского музея.