+ -
0

В Нерюнгринский музей истории освоения Южной Якутии им. И.И. Пьянкова не часто, но все же приносят редкие уже сегодня вещи. Неравнодушным нерюнгринцам жалко выбросить на помойку то, что когда-то с большим трудом досталось их бабушкам и дедушкам. Так, 20 марта коренной нерюнгринец Тарасов Максим Владимирович принес в музей раритет, доставшийся ему от бабушки. Максим родился в Нерюнгри, закончил здесь среднеобразовательную школу № 2 и сейчас трудиться в своем родном городе. Раритетная вещь, принесенная в музей Максимом называется «Урал». Это же конечно ни могучая река, и ни огромный регион Росси. Это сетевая ламповая радиола "Урал-112", которая с 1974г. выпускалась Сарапульским заводом им. Г.К. Орджоникидзе в Удмуртии. Прибор действительно красавец, да еще на ножках, в отличном состоянии, как только из магазина, правда, припорошенный немного пылью.. 

Приемники, а позже и радиолы с названием «Урал» начали выпускать в далеком 1946г. Его разработчики предполагали, что перед всеми кто купит их детище, возникнет картина неописуемой красоты уральского края, его седых гор и необъятных просторов, громадных заводов и могучей индустрии. Таким они и создали тезку величественного Урала – прочным, устойчивым, принимающим широковещательные станции. Первенец марки «Урал-46» завоевал большую популярность среди радиослушателей. В дальнейшем славное семейство марки «Урал» продолжало расти. В 1969г. на конвейер была поставлена радиола «Урал-110», где первая цифра номера означала принадлежность изделия к первому классу, а две следующие – порядковый номер разработки.

С первого квартала 1974г. началось серийное производство радиолы «Урал-112», которая сохранила электрические характеристики предыдущей модели, но по внешнему виду стала лучше. Полированный футляр данной модели изготавливался на Сарапульском лесокомбинате. Корпус радиолы - деревянный, отделан ценными породами дерева с полиэфирным лаковым покрытием. Имеются съемные ножки, что давало возможность ставить прибор на пол с помощью прикрученных ножек или, отвинчивая их, размещать на столе или другой поверхности. 

Радиола «Урал-112» была предназначена для приема передач радиовещательных станций с амплитудной модуляцией в длинных, средних и коротко волновых диапазонах, с частотной модуляцией в диапазоне УКВ, а также для воспроизведения грамзаписи. В верхней части корпуса под крышкой расположено электропроигрывающее устройство, которое позволяет слушать пластинки не только на 33 и 45 оборотов в секунду, но и на 78, в этом случае на игле есть возможность переворота звукоснимателя, предназначенного для старых пластинок. На фронтальной стенке под декоративной решеткой размещены две головки громкоговорителя и еще одна на боковой стенке. Все органы управления радиолой находятся в нижней части передней панели. На заднюю стенку выведены гнезда для подключений внешней антенны и заземления, антенны УКВ, дополнительного громкоговорителя, магнитофона (на запись и воспроизведение). Габаритные размеры радиолы без ножек - 760х298х330 мм, высота ножек 610 мм. Масса радиолы не более 21 кг.

За четыре года производства радиолы «Урал-112» ее выпуск составил 1022958 штук, а подведенный заводчанами в 1978г. итог своей многолетней работы по выпуску серийной модели «Урал» достигла 10-миллионного количества. Модель радиолы «Урал-112» стала последней ламповой радиолой завода. На смену лампам пришли транзисторы. В 1984г. Сарапульский завод моделью «Урал-114» завершил производство радиол «Урал». Стоимость радиолы «Урал-112» составляла 141 рубль. По тем временам это были довольно большие деньги, если учесть, что средняя заработная плата составляла 60-70 рублей в месяц. Но высокая чувствительность, превосходное звучание, надежность – все эти качества радиолы могли удовлетворить самый взыскательный вкус. Они создавали в домах атмосферу праздника, прививали любовь к музыке, давали возможность услышать самые свежие новости.

Помимо радиолы Максим с другом принесли в музей неподъемный баул с пластинками. Все хорошего качества, в своих бумажных футлярах. Дав немного прибору отогреться, сотрудники музея включили его в электросеть, поставили пластинку и услышали советские песни как привет из далеких 1970-1980-х годов. Выражаем огромную благодарность Максиму Тарасову за принесенные в музей предметы, за его неравнодушие к вещам ушедшей эпохи.

 

                                                              Т. Рахматова – специалист Нерюнгринского музея.

+ -
+1

Онлайн-выставка женских портретов из коллекции 

«Живопись» Нерюнгринского музея

Слепцова Л.Д. «Наташа». 1972г. Картон, масло. 57,0х48,0 см.

Коллекция изобразительного искусства Нерюнгринского музея формировалась одновременно с созданием и ростом музея путем целенаправленных закупок, дарения, безвозмездной передачи из фондов Союза художников России и Якутии. В настоящее время коллекция насчитывает 152 работы живописных и графических произведений известных мастеров России и Якутии.

Нерюнгринский музей открывает для вашего обозрения онлайн-выставку «Женский образ» из живописной коллекции музея, посвященной Международному женскому дню 8 Марта. Данная онлайн-выставка представляет лишь малую часть большой живописной коллекции, в которой представлены работы портретного жанра таких художников, как Н.М. Засимов, Э.И. Васильев, Ю.Л. Катц, Л.А. Ким, Л.Д. Слепцова и других  известных мастеров живописи.

+ -
+1

День воинской славы России – День защитника Отечества ежегодно отмечается 23 февраля. В самом названии заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Солдат Отечества, воин России…

23 февраля 1918г. отряды Красной гвардии завоевали первые победы под Псковом и Нарвой над войсками кайзеровской Германии. Этот день и был назначен «днем рождения Красной Армии». В 1922г. этот день стал официальным праздником. В 1946г. в СССР его стали отмечать как «День Советской Армии», а с 1949г. как «День Советской Армии и Военно-Морского Флота». В России название «День защитника Отечества» праздник обрел в 1993г., а с 2002г. официально стал считаться выходным праздничным днем. С тех пор принято поздравлять всех мужчин и  чтить память солдат, погибших в военных действиях. Вместе с Россией этот праздник ежегодно отмечают Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.

+ -
0

Особую линию в якутской графике занимает творчество замечательного мастера, Афанасия Петровича Мунхалова. Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Якутии им. П.А. Ойунского, график, родился 10 января 1935г. в с. Кюндэли Чурапчинского района Якутской АССР. Он является одним из самых известных мастеров якутской графики, работы которого вошли в золотой фонд советского искусства, хранятся в коллекциях многих музеев страны и за рубежом. Художник относится к знаменитому поколению якутских графиков шестидесятых годов, в чьем творчестве особенно ярко и вдохновенно раскрывается тема большого гражданского звучания, добра и зла, вечного и современного, личного и общезначимого. Для него характерно активное восприятие  жизни, современности, и нередко через такие ее общечеловеческие ценности, как мир, материнство, воинствующий гуманизм. 



+ -
0

Кобеляцкий и Каримова   Первый начальник Южно-Якутской геологоразведочной экспедиции И.Н. Кобеляцкий и главный геолог С.С. Каримова на крыльце конторы ЮЯКЭ. 1950-е гг.


2023 год в Якутии объявлен Годом труда. «Трудом многих поколений наших предков была освоена огромная территория Якутии. Именно труд превратил отсталую окраину империи в один из передовых регионов России. И только ставя труд во главу угла, мы сможем добиться светлого будущего для своего народа», – подчеркнул глава республики Айсен Николаев в ежегодном послании Госсобранию (Ил Тумэн) в конце 2022 года.

Человек труда всегда был в почете. Родина высоко ценила труд работников в области хозяйственного и социально-культурного строительства. Именно поэтому, еще в далеком 1938 году 27 декабря Президиум Верховного Совета СССР учредил звание Героя Социалистического Труда и Положение «Об установлении высшей степени отличия – звания Героя Социалистического Труда».

+ -
0

История зарождения и развития якутской графики тесно связана с именем Элляя Семеновича Сивцева – Народного художника ЯАССР, Заслуженного художника РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола Якутии, члена Союза художников России. В конце 1950гг. к графике появился интерес всесоюзного масштаба. А в середине 1960-х уже громко заговорили о прибалтийской и якутской графике. Безусловно, графические произведения якутских художников существовали и до этого времени, но все это было в  виде отдельных рисунков и плакатов, не претендуя на самостоятельный жанр графики.

+ -
+1

Якутская графика является  значимым направлением в истории изобразительного искусства Якутии, становление и развитие которого пришлось на период 1960-1980 годов. В этот период начали свой творческий путь многие талантливые выпускники художественных вузов Москвы и Ленинграда, такие как Э.С.  Сивцев, А.П. Мунхалов, В.Р. Васильев, выпускники Якутского художественного училища В.С. Карамзин, Е. М. Шапошников, О.М. Ковалевский. Новое время и социальные перемены отражаются в набирающем  популярность эстампе, не имеющем ранее предшественников.  Интерес художников к национальной культуре, истории родного края, фольклорным мотивам во многом определили тенденцию и проблематику, а открытие новых стилей и технических приемов заложил фундамент якутской школы графики. 


+ -
0

Разъезд «Якутский». Приход первого поезда в Якутию. 2 ноября 1976г.

Воплощение давней идеи о сооружении северной железнодорожной ветки в Якутию было связано с уникальным строительством, развернувшимся в 70-е годы на юге республики, где на основе огромных изученных и подготовленных к промышленному освоению минерально-сырьевых богатств региона, главными из которых являлись высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна, началось возведение масштабного территориально - производственного комплекса. Основу его должна была составить горнодобывающая и углеперерабатывающая промышленность, энергетика, транспорт. Возникновение новой восточной базы будущей экономической жизни и определило практическую необходимость сооружения северной меридиональной линии Большого БАМа в направлении Тында - Беркакит, которая должна была стать надежной транспортной артерией, ключом к строительству и развитию первого бамовского комплекса. Такая единственно возможная стратегия была намечена в «Основных направлениях развития народного хозяйства на 1976-1980гг», на 25 съезде КПСС. 

+ -
+1


Живописец, член Союза художников СССР  Наум Матвеевич Засимов родился 1 декабря 1928г. в Немюгюнском наслеге Ордженикидзевского района. Еще в школьные годы, живя в городе Якутске, молодой Наум проявлял интерес к изобразительному искусству. Победа в городском художественном конкурсе школьников привели его в Русский драматический театр, где он окончательно сделал выбор своей будущей профессии художника.

+ -
0


Исторические предпосылки и истоки возникновения города уходят в более далекие времена, связанные  со становлением и развитием угледобывающей отрасли на юге Якутии. Начало добычи угля, предопределившее ориентацию юга Якутии, как угледобывающего региона, было заложено еще в 1932г., когда найденные при строительстве автомобильного АЯМа выходы угольных пластов будущего Чульмаканского месторождения, стали объектом первых полукустарных разработок. У будки «Пионер» трест «Якутзолото» впервые организовал в небольших объемах добычу угля. На этом месте, в 1936г. трестом «Аямзолототранс» была заложена шахта-штольня, уголь которой использовался для бытовых нужд и кузнечного производства в п. Чульман. Посетивший в 1938г. штольню начальник Якутского горного округа А.И. Монастырский, на основании единичных анализов углей сделал заключение, что они обладают хорошими коксующимися свойствами и поэтому являются ценным промышленным сырьем. Район, непосредственно прилегающий к трассе АЯМ, он охарактеризовал как будущую базу для крупной добычи каменных углей, указав на необходимость постановки здесь геологоразведочных работ.