Живые истории в картинах якутского графика Элляя Семеновича Сивцева.

+ -
0

История зарождения и развития якутской графики тесно связана с именем Элляя Семеновича Сивцева – Народного художника ЯАССР, Заслуженного художника РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола Якутии, члена Союза художников России. В конце 1950гг. к графике появился интерес всесоюзного масштаба. А в середине 1960-х уже громко заговорили о прибалтийской и якутской графике. Безусловно, графические произведения якутских художников существовали и до этого времени, но все это было в  виде отдельных рисунков и плакатов, не претендуя на самостоятельный жанр графики.

Элляй Семенович Сивцев родился 31 декабря 1928г. в Хатын-Арынском наслеге Намского района.  В 1950г.  окончил Якутское художественное училище, где многому научился у педагога П.П. Романова, а в 1956г. стал одним из первых выпускников графического факультета Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, с которого началась станковая графика и эстамп.

Серия цветных линогравюр Элляя Сивцева «Моя родина – Советская Якутия» (1956г.), посвящённая истории гражданской войны, произвела сильнейшее впечатление на якутских художников. Для того времени это было новаторское, глубокое по содержанию цельное и убедительное произведение, увлекшее за собой в мир якутской графики многих художников. Сивцев охотно делился с коллегами своими знаниями и умением. Многие мастера изобразительного искусства (В. Васильев, В. Карамзин, О. Ковалевский, А. Мунхалов), даже те, кто успешно занимался живописью, стали осваивать технику гравюры, формируя самобытную школу якутской графики. Элляй Семенович и сам обладал талантом живописца. Ему так же предрекали дар превосходного плакатиста, но художника  увлекла книжная графика, иллюстрация книг стала одним из любимых его занятий. Одной из самых известных иллюстраций стала совместная работа с  И. Корякиным и В. Карамзиным  к  эпосу «Нюргун Боотур Стремительный».

 Выходец из глубинки, художник хорошо знал быт, культуру и обычаи якутской деревни, фольклор, понимал толк в старых рукотворных вещах. Его мать, Анастасия Егоровна, наделенная художественным даром, передала сыну свой талант. Несмотря на трудную судьбу, Анастасия Егоровна тоже смогла реализовать свой творческий потенциал. После выхода на пенсию она стала известной народной мастерицей, занимаясь национальным художественным шитьем. 

Сивцев Э.С. « Борьба». Из серии «Сказатели». 1966г. Бумага, линогравюра. 54,0х58,0 см.

 Элляй Сивцев является народным художником, близким по существу своего творчества и мироощущению к своим корням, культуре и миру олонхо. В творчестве образного повествования художника мы можем увидеть работы, взятые из воспоминания детства и семейной хроники. Очень искреннее и цельное восприятие художником народной жизни, и прежде всего жизни села, сообщает органичность его творческим замыслам и неспешно-вдумчивый подход к их воплощению в графических образах.  Серия линогравюр «Сказатели» (1966г.) уводит нас в мир древнейшего эпического искусства народа саха, где сидящий у камелька олонхосут рассказывает о подвигах былинных богатырей и испытаниях судьбы прекрасных красавиц. Несколько таких работ имеются и в нашем музее.

Сивцев Э.С. «Прошлое». Из серии «Сказатели». 1966г. Бумага, линогравюра. 54,5х68,5 см.

Семен Тимофеевич Сивцев, отец  Эляя Семеновича, так же сыграл не малую роль в жизни и в творчестве художника. Отец был участником знаменитых событий гражданской войны в Сасыл-Сысы, героической обороны Верхоянска, добровольцем ушел на фронт в начале войны и погиб в 1942г. под Старой Руссой.  Элляй Семенович, навеянный памятью этих событий, создал ряд офортов и серию литографий, посвященных темам гражданской и Великой Отечественной войн.

Сивцев Э.С. «Проводы». Из серии «За власть Советов в Якутии».1966г. Бумага, линогравюра. 50,0х56,0 см.

Одна из серий линогравюр, занимающих центральное место в творчестве Элляя Сивцева, является серия «За власть советов в Якутии» (1966г). Художник изобразил события, в которые вовлечены отдельные лица, семьи, группы людей - участников классовой борьбы. В работах «Проводы» и «Гибель товарища», представленных нашим музеем в онлайн-выставке, изобразительный язык автора полон экспрессии, он доносит до нас чувственный мир людей революционного времени.  

Сивцев Э.С. «Гибель товарища». Из серии «За власть Советов в Якутии». 1966г. Бумага, линогравюра. 50,0х69,0 см.

Еще одна из серьезных работ художника стала серия линогравюр «Ленин и Якутия» (1972г.). В Нерюнгринском музее находится один из листов этой серии – «Телеграмма». В этой работе видны знаменитые события апреля 1921г. – якутская конференция бедноты получила ленинское приветствие. Владимир Ильич выражал   уверенность в постепенном переходе власти с самих масс.

 

Сивцев Э.С. «Телеграмма». Из серии «Ленин и Якутия». 1972г. Бумага, линогравюра. 48.5х41.5 см

В семидесятые годы Сивцев особенно много работает в литографии, которая дает ему возможность успешно реализовать исследование внутреннего мира современника. Литографии из серии «Труженики Севера» (1976) —это групповые портреты людей якутского села: охотников, механизаторов, доярок, ветеранов труда. Почерк художника подвергся некоторой эволюции, но осталось постоянное стремление автора к простоте и ясности образов.

Сивцев Э.С. «Встреча». Бумага, линогравюра. 46.5х62 см.

В творчество  Э. Сивцева, работающего в основном в жанрово-повествовательной гравюре, заложена цельность и искренность. Он является мастером сложных композиций, обладающим редким даром рассказчика, умеющим точно уловить мимику и многочисленные детали персонажа, и целостное настроение изображенного им сюжета. Его искусство отличает бытовая достоверность и особый дар графического психологизма. Извлекая свои сюжеты из житейского потока, автор искусно заострял характерное, отбрасывая лишнее, превращая обыденный мотив  в   цельную историю.

Элляя Семеновича Сивцева заслуженно называют «отцом якутской графики». Именно он в 1960гг.  «заразил» этим направлением  многих художников, открывая новую  страницу в истории изобразительного искусства Якутии.

    

               Е. Дейчук – старший научный сотрудник Нерюнгринского музея.

Похожие новости