«Женский образ»

+ -
+1

Онлайн-выставка женских портретов из коллекции 

«Живопись» Нерюнгринского музея

Слепцова Л.Д. «Наташа». 1972г. Картон, масло. 57,0х48,0 см.

Коллекция изобразительного искусства Нерюнгринского музея формировалась одновременно с созданием и ростом музея путем целенаправленных закупок, дарения, безвозмездной передачи из фондов Союза художников России и Якутии. В настоящее время коллекция насчитывает 152 работы живописных и графических произведений известных мастеров России и Якутии.

Нерюнгринский музей открывает для вашего обозрения онлайн-выставку «Женский образ» из живописной коллекции музея, посвященной Международному женскому дню 8 Марта. Данная онлайн-выставка представляет лишь малую часть большой живописной коллекции, в которой представлены работы портретного жанра таких художников, как Н.М. Засимов, Э.И. Васильев, Ю.Л. Катц, Л.А. Ким, Л.Д. Слепцова и других  известных мастеров живописи.

Людмила Даниловна Слепцова – первая в Якутии женщина-живописец с высшим художественным образованием, народный художник Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) и России. Член Союза женских организаций Якутии, лауреат международной премии им. А.Г. Небольсина. Является автором Государственного флага Республики Саха (Якутия) (соавторы А. Захарова и М. Старостин). Творческая деятельность Людмилы Даниловны началась сразу после окончания Института живописи, скульптуры и архитекторы им. И.Е. Репина в Ленинграде. Практически сразу молодая художница отдает предпочтение жанру портрета. Самый первый портрет был написан ещё в 1967г. — это картина «Уустаах Избеков». «Я предпочитаю жанр портрета, потому что меня всегда интересовали люди, особенно талантливые и творческие. Многих интересует, кто же станет следующим моим героем», – рассказала  художник в одном из интервью ЯСИА. Выбор героев для написания портрета это личный выбор автора. Ею созданы портреты многих известных людей республики. Портреты представителей национальной интеллигенции – дань любви и уважения ярким носителям духовной культуры своего народа. В серии портретов деятелей искусства и театра она разрабатывает проблему раскрытия духовного мира современника.

На нашей онлайн-выставке представлена одна из работ Людмилы Даниловны - «Наташа» (1972г.). На желто-белом полосатом фоне изображена красивая, молодая девушка-якутка, одетая в черную блузу с многоцветным цветочным принтом. Не смотря,  на исполнение картины крупными мазками масла и неяркий многоцветный колорит, портрет сохраняет свою притягательность, естественность и непринужденность  живого образа героини. Женский образ, матерей, их детей нашли свое отражение во многих произведениях Людмилы Слепцовой.

Засимов Н.М. «Портрет штукатура Риты Лыткиной г. Нерюнгри». 1980г. Холст, масло. 90,0х62,0 см.

Наум Матвеевич Засимов один из первых кто обратился к художественному отображению бурных процессов строительства и развития Южной Якутии. Героями его полотен стали строители, водители и другие люди рабочих профессий из города Нерюнгри, поселков Золотинка, Беркакит. Некоторые из этих работ находятся в фонде Нерюнгринского музея. «Портрет штукатура Риты Лыткиной г. Нерюнгри» написан в 1980г. Маргарита Лыткина – одна из многих первостроителей, приехавших на стройку по комсомольской путевке Якутского обкома ВЛКСМ. Художник изобразил девушку в спецодежде с рабочим инструментом в руках, словно на мгновенье, приостановив рабочий  процесс для запечатления  портрета.

Катц Ю.Л. «Портрет Нины Баршай». 1955г. Холст, масло. 49,0х39,5см

Еще один великолепный женский образ – холст «Портрет Нины Баршай», написанный в 1955г. советским мастером живописи Катц Юрием Леонидовичем. Московский художник работал в жанре пейзажа и портрета. Юрия Катца интересовал человек, его внутренний мир, переживания. Картина выполнена в темном колорите, на которой изображена молодая скрипачка Нина Баршай. Она была второй скрипкой квартета им. Бородина, первой женой знаменитого компазитора и дирижера Рудольфа Борисовича Баршай. Темным фоном и одеждой автор делает акцент на лицо героини, ее задумчивом взгляде, погружая нас в тайны ее внутреннего мира.

Корякин С.И. «Весна». 2002г. Холст, масло. 38,5х53,5см

Картина «Весна»(2002г.) известного нерюнгринского живописца Корякина Семен Ивановича была подарена музею автором после выставки «Женский портрет» в 2005г. Картина написана в бытовом жанре.  Крупным планом в полный рост изображена молодая якутская пара в традиционных национальных костюмах. Молодая пара стоит на фоне голубого весеннего неба в березовой роще. В ногах уже заметна почва земли, как явный признак наступления тепла.  Автор пишет в одном из своих интервью: «Одной из задач изобразительного творчества является отражение разных сторон жизни, которые всегда неповторимы и бесконечно разнообразны. И использование любого изобразительного языка, любой техники, на мой взгляд, правильно, чтобы наиболее адекватно выразить оттенки окружающей нас жизни. Интересно работать как с «натуры», так и заниматься сочинением композиций, в которых главным может быть как сюжетно-образное начало, так и абстрактно-символическое».

Чернышёва Е.Н. «Лыжница». 1981г. Холст, масло. 110,0х80,0 см

Екатерина Николаевна Чернышёва – Член Союза художников СССР, Заслуженный художник РСФСР, народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, советский и российский художник-живописец.

Отличительными чертами творчества Е. Чернышёвой являются задушевность и теплота, проникновенность и поэтичность подчас очень индивидуальных образов, скупая красота живописных средств и сознательная ограниченность палитры, позволяющая автору сосредотачиваться на выразительности любимых цветовых гармоний. Её композиции структурно основаны на сочетаниях нескольких цветовых зон, крупных тонально разработанных цветовых пятен. Екатерина Николаевна - замечательный мастер детского портрета. Герои её картин - деревенские ребятишки - предстают перед зрителем не только в абсолютном и покоряющем обаянии возраста, но и в свете удивительно тёплого, доброго отношения к ним автора, умеющего разглядеть в ребёнке человеческую индивидуальность и трепетное очарование. Оригинальность и самостоятельность мышления Чернышёвой выражена практически в каждой работе. Живопись художницы очень подвижная, «одушевленная» и, вместе с тем, сдержанная, в чём-то даже аскетичная, воплощающая богатейший спектр чувств и эмоций, переживаемых автором с подлинным духовным благородством.

В картине «Лыжница» чётко просматривается характерная для автора техника: строгость и лаконичность на фоне ярких пятен. Написана она ровными сплошными мазками в ярком многоцветном колорите. В центре композиции размещена молодая светловолосая девушка с короткой стрижкой в голубом свитере и шапочке, со спортивным инвентарём в руках - лыжами и лыжными палками. Её задумчивый взгляд устремлён вперёд. На заднем фоне, за девушкой – большой плакат с изображением женского лица в яркой, красной шапочке спортивного стиля и такими же яркими, красными цветами – символом спортивных соревнований. Красный цвет акцентирует на себе внимание. И скорее всего, не зря, так как именно этот цвет олицетворяет волю к победе, лидерство. Можно предположить, что это своеобразное напутствие автора юной спортсменке к успеху и к достижению побед.

Картина передана Художественным фондом РСФСР в 1987г. Нерюнгринскому музею в ходе проведения «Дней русской литературы и искусства в Якутской АССР» (12-23 июля 1987г.)

 

Ким Л.А. «Портрет М.Г. Сивцевой - народной мастерицы».

г. Якутск. 1983г. Холст, масло. 100,0х80,0 см.

Леонид Александрович Ким – член Союза художников СССР, народный художник ЯАССР, заслуженный художник РФ, художник-живописец. Инициатор создания первой в республике Якутия детской художественной школы, позже названной его именем. Основоположник исторической живописи в Якутии. Работал в жанре сюжетно-тематической картины, обращался к историко-революционным событиям, жанрово-тематическим композициям. Особенным мастерством отличаются его портреты, для которых свойственно отражение психологических характеристик изображаемых людей.

Портрет народной мастерицы Сивцевой М.Г. написан плотными, мягкими мазками. В колорите преобладают яркие, насыщенные тона. В центре изображена немолодая женщина-якутка, сидящая на диване вполоборота, одетая в национальный якутский костюм – розовое платье с оборкой и фиолетовый жилет. На груди по центру – якутское национальное украшение из серебра - Илин кэбиhэр», на левой стороне – орден «Знак Почёта». На голове – лента в цвет платью, с подвесками, в ушах традиционные национальные серьги с подвесками. Взгляд внимательный и мудрый. Весь облик мастерицы несёт спокойствие и умиротворение.

Васильев Э.И. «Наумова Лиза из отряда «Юность Якутии».

1978г. Картон, масло. 50,0х70,0 см.

Эдуард Иосифович Васильев - Заслуженный деятель искусств РС (Я), заслуженный художник России, народный художник РС (Я), преподаватель, доцент Арктического государственного института искусств и культуры, художник-живописец.

Картина «Наумова Лиза из отряда «Юность Якутии» написана широкими поверхностными мазками в тёмной грязно-зелёной, коричневой гамме. Изображена молодая девушка-якутка в рабочей зелёной куртке с эмблемой «БАМ» на рукаве, в белой косынке на голове, в очках, в сидит анфас со сложенными на коленях руками. Елизавета – боец республиканского отряда «Юность Якутии», сформированного и направленного на строительство Малого БАМа. Прошёл всего лишь год с того момента… Но сколько событий, новых знакомств, построенных объектов. На лице блуждает полуулыбка, в глазах искрится задоринка. Спецовка испачкана пятнами голубой краски. Кажется, что девушку «вырвали» из рабочего процесса, и ей не терпится вскочить, побежать, и продолжить помогать своим товарищам.

Малышева Л.Г. «Доброе утро, тётя Дуся!»

1979г. Холст, масло. 100,0х110,0 см.

Лариса Геннадиевна Малышева – Член Союза художников СССР, закончила художественное училище им. М.Б. Грекова в Одессе и Высшее художественно-промышленное училище им В.И. Мухиной в Ленинграде, живописец, эмальер (мастер, художник по изготовлению эмалей).

Картина «Доброе утро, тётя Дуся!» написана крупными корпусными мазками, в декоративной манере. В колорите преобладают синие, жёлто-коричневые тона. В центре композиции – в дверном проёме стоит молодая женщина в домашнем лёгком платье, с повязанной косынкой на голове, с чашей рыбы в руках. Дверь справа обрамляет лёгкая штора. На дальнем плане – дом, вдали – лодка на побережье, морская гладь. В картине отображена сцена повседневных женских хлопот по хозяйству.

Картина передана Художественным фондом РСФСР в 1987г. в дар Нерюнгринскому музею в ходе проведения  «Дней русской литературы и искусства в Якутской АССР» (12-23 июля 1987г.).

Собакин А.П. «Портрет доярки Лукиной А.Н».

г. Якутск, 1980 г. Холст, масло. 55,0х44,0 см

Афанасий Петрович Собакин - Член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Якутской АССР, художник-живописец. 

Как художник Афанасий Петрович считал, что в искусстве всё сосредоточено вокруг человека. Всегда с симпатией относился к людям, стремился понять их характеры, уловить что-то главное, подчеркнуть нечто, свойственное именно этому человеку. Портретное наследие живописца отличается большим разнообразием – от психологических характеристик до обобщенных портретов-типов.

«Портрет доярки Лукиной А.Н» поясной. На жёлтом-коричневом фоне изображена немолодая женщина в синем костюме, с отложным белым воротником блузки. Волосы собраны в строгий пучок на затылке. На лацканах пиджака три медали и звезда Героя Социалистического труда. Весь облик отображает сдержанность, сосредоточенность и чувство собственного достоинства. В глазах – застывшая усталость женщины-труженицы.

Собакин А.П. «Портрет балетмейстера Кысылбашковой Т.Е.»

г. Якутск, 1983г. Холст, масло. 100,0х88,0 см

 Другая картина Афанасия Петровича «Портрет балетмейстера Кысылбашковой Т.Е.» написана мелкими плотными мазками, в светлом жёлто-белом колорите. В центре на белом фоне, вполоборота в рост изображена молодая женщина-якутка в жёлтом платье с декором красного цвета. В руках держит национальный сосуд - чорон. На голове украшение с височными подвесками. Волосы заплетены в две косы: одна находится на груди, вторая перекинута за спину. Взгляд устремлён вперёд и немного вверх, в котором можно рассмотреть чувство ожидания…

Иванюкин А.А. «Портрет Ыун Эмми». 1979г. Холст, масло. 58,0х58,0см.

Картина самодеятельного художника Иванюкина А.А. написана сочными яркими красками в манере наивного примитивизма. Портрет девушки с темными волосами изображен на фоне летнего сельского пейзажа. С этой картины началась коллекция живописи Нерюнгринского музея.

Женские образы из коллекции Нерюнгринского музея раскрывают огромную роль женщины-труженицы, хранительницы домашнего очага, прекрасной половины человечества.

 

 

Братчикова Е.В. – гл. хранитель Нерюнгринского музея    

Рахматова Т.У – специалист Нерюнгринского музея                    

Квитковская Е.В.- специалист Нерюнгринского музея

Дейчук Е.В.- специалист Нерюнгринского музея

Похожие новости