Величественность образов Афанасия Петровича Мунхалова.

+ -
0

Особую линию в якутской графике занимает творчество замечательного мастера, Афанасия Петровича Мунхалова. Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Якутии им. П.А. Ойунского, график, родился 10 января 1935г. в с. Кюндэли Чурапчинского района Якутской АССР. Он является одним из самых известных мастеров якутской графики, работы которого вошли в золотой фонд советского искусства, хранятся в коллекциях многих музеев страны и за рубежом. Художник относится к знаменитому поколению якутских графиков шестидесятых годов, в чьем творчестве особенно ярко и вдохновенно раскрывается тема большого гражданского звучания, добра и зла, вечного и современного, личного и общезначимого. Для него характерно активное восприятие  жизни, современности, и нередко через такие ее общечеловеческие ценности, как мир, материнство, воинствующий гуманизм. 

Художник окончил Якутское художественное училище, где учился у А.Н. Осипова и Л. А. Кима. В 1963г. Мунхалов стал очередным талантливым выпускником Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, мастерской профессора А.Е. Кибрика – кузницей кадров якутских графиков. Еще в дипломной серии линогравюр «Солнце светит всем» и «Колхозные будни» молодой художник проявил индивидуальный творческий почерк, заслужив признание и высокую оценку зрителей.

Вскоре после окончания института Мунхалов вернулся в Якутск и несколько лет преподавал в художественном училище, затем был избран председателем правления Союза художников ЯАССР. В составе экспедиции Якутского филиала АН СССР совершил поездку на север Якутии, в колымские районы, включая и такие, где кочевой быт оленеводов сохранился почти в исконных формах. Впечатления от этой поездки легли в основу серии «Мой Север» (1965г.). Эта серия закрепила творческие успехи Афанасия Мунхалова, поставив его в ряд талантливых художников советского искусства. За эту работу художник в 1966 году первым удостоился звания лауреата Якутской республиканской  премии им. П. Ойунсукого. В работах этой серии видна активная социальная позиция мастера, высокая поэзия и романтика будней. Такие листы, как  «Тихий разговор», «На праздник», «Слушают мир», стали визитной карточкой Якутии на всесоюзных и зарубежных выставках. Одна из таких работ - «Слушают мир» находится в фондах Нерюнгринского музея.

Мунхалов А.П. «Слушают мир». Из серии «Мой Север». 1965г. Бумага, линогравюра. 49,0х56,5 см

Здесь внутренний мир людей далекого края глубоко осмыслен  в единстве с современным ритмом жизни планеты. Молодая пара внимательно слушает радио, и мы видим, как в их представлении жилище уподобилось окну в бесконечное космическое пространство, в большой заманчивый мир. Автор передает нам своим мастерством полноту и масштабность мысли вечного и современного. В этой работе обычный бытовой мотив поднят на уровень подлинно романтического и философского звучания. Четкие силуэты, крупные формы, большие темные и светлые плоскости, энергичные штрихи отточены с филигранной точностью. Интересно выраженно  пространство, лишенное конкретного времени и места интерпретировано автором в общефилософском контексте. В своих работах Мунхалов умело использует язык символико-ассоциативного и метафорического мышления. Так и в  серии линогравюр «Солнце светит всем» (1963г.) художник изображает  солнце и детей, как символ торжества и светлого начала.

В фондах Нерюнгринского музея имеются линогравюры совершенно другого плана. Посвящённая антивоенной теме работа «Памяти не вернувшихся» -  высокий смысл жизни и великие жертвы во имя ее процветания. Для гравюры характерна высокая степень обобщения, монументальность замысла, строгость ритмического построения   и аллегоричность. Расположенный в центре белый конь на выпуклой темной поверхности земли, заросшей цветами и столбы сэргэ, придают гравюре якутскую национальную окраску. А изображение, устремленного в полете вона, с автоматом и знаменем представляет собой экспрессивное выражение автора памяти погибших на полях ВОВ якутян.

Мунхалов А.П. «Памяти не вернувшихся». Бумага, линогравюра. 51,5х63,0 см.

В тематеко-эпическом плане решает художник и тему промышленного развития республики. Работа «Якутский газ» это напряжение мощных инженерных конструкций индустриального строительства. Внутренние круги, как сердце Якутии содержат строения, связанные с развитием добычи газа, а языки пламени символичны цветку и солнечному диску.

Мунхалов А.П. «Якутский газ». Из серии «Моя Якутия». 1969г.

Еще одна работа Афанасия Петровича, посвящённая индустриальной теме - «Вилюйская ГЭС» (1969г.) находится в фондах Нерюнгринского музея. На первом плане выступает ритмически сложная  композиция -  изображение высотных столбов линий передач, в верхней части на фоне неба три символичных солнца, выражающие идею единства человека и природы, бесконечности и совершенства.

Мунхалов А.П. «Вилюйская ГЭС». Из серии «Моя Якутия». 1969г. Бумага, линогравюра. 53,0х64,0 см.

В 1970-1980гг. гравюрам А. Мунхалова характерно чувство полноты и цельности бытия, рисунок становится более сложным и пульсирующим, художник уделяет внимание классической выразительности и уравновешенности композиций светоносной вязи штрихов, напоминающих образы поэзий и эллегий.

Монументальность и символическая обобщенность, глубина аллегоричности замыслов это яркий почерк Мунхалова. Эти черты присущи автору не только в станковой и книжной графике, но и в области монументально-декоративного оформления. Недаром образ Матери-Якутии, созданный художником при оформлении книги «Родная Якутия», стал впоследствии основой монументального изображения в росписи фойе Якутской республиканской библиотеки.

Сегодня искусство Якутии трудно представить без творчества Афанасия Петровича Мунхалова, по мотивам его работ были написаны стихи, музыка, созданы хореографические композиции.

 

                                       Е. Дейчук – специалист Нерюнгринского музея

Похожие новости