Полувековой юбилей

+ -
+1

В нынешнем году вся наша страна отмечает 50-летие огромной стройки – Байкало-Амурской магистрали – железной дороги протянувшейся от Байкала до Амура. Не зря кто-то из ребят - участников этой грандиозной стройки - написал в своем стихотворении такие строки «Мы весну столетия рисуем на холсте в 3000 км». С нашей республикой это событие связано напрямую. В Якутии тоже 50 лет назад открылись железнодорожные ворота республики, когда в мае 1974г. решением бюро Якутского обкома комсомола был создан отряд «Якутский комсомолец» для строительства железнодорожной линии Тында-Беркакит. Эта линия с легкой руки журналистов была названа Малым БАМом, а стройка Якутским обкомом комсомола была объявлена ударным участком комсомола республики. Дорога  должна была стать частью разворачивающегося на юге республики строительства   угольного комплекса.

29 мая 1974г. Первый отряд комсомольцев республики в составе 16 человек прибыл в Тынду, где ребята строили жилые дома и склады, готовили базу для тех, кому предстояло возводить новый город на перекрестке стальных путей. Их называли авангардом, им доверяли, на них надеялись. Они проходили испытание БАМом.

15-16 ноября 1974г. По решению руководства треста «БАМстройпуть» десант отряда во главе с Анатолием Климовым высадился на 228 км Амуро-Якутской автомобильной магистрали на месте будущей станции Могот, где ребята выполняли нулевые циклы для разворачивающегося строительства. В составе первого десанта были Анатолий Павлов, Вячеслав Эверстов, Андрей Гольцев, Руслан Николаев, Алексей Игнатьев, Николай Сосин, Владимир Тарабукин и другие ребята.

Февраль 1975г. В составе СМП-577 отряд работает на строительстве объектов станции Нагорная,  рубит просеку под железнодорожный путь. Для якутян участие в рубке просеки было делом престижа,  это было долгожданное начало дороги, которую через все трудности они поведут в родную Якутию. Работали по 10-12 часов. За девять месяцев была подготовлена 44-х километровая просека, и легко представить, ценой каких усилий давались им эти  трудовые победы.

Май-август 1976г. Бойцы отряда получают новую профессию монтеров пути на курсах в городе Тынде и возвращаются на станцию Могот.

Август 1976г. Отряд «Якутский комсомолец» приняв эстафету укладки пути и  от Могота, впервые повел рельсы на север в составе бригады Заслуженного строителя РСФСР, кавалера орденов Ленина и Знак Почета К.Г. Гараева.

27 октября 1976г. Бригада К.Г. Гараева СМП-577, костяк которой составил отряд «Якутский комсомолец», уложив за сутки 1900 км полотна, подошла к границе Амурской области и Якутии.

2 ноября 1976г. Бригаде К.Г. Гараева, как победителю соцсоревнования, было предоставлено почетное право уложить первое «золотое» звено на разъезде «Якутский». Республика торжественно встречала первый поезд.

19 декабря 1976г. Отрядом «Якутский комсомолец» досрочно уложены рельсы на первой железнодорожной станции Якутии Нагорная, куда пришел первый рабочий поезд.

24 июля 1977г. Отряд «Якутский комсомолец», возглавляемый А.А. Иванченко, уложил первые рельсы  на ст. Золотинка.

29 октября 1977г. На год раньше срока бригада А.А. Иванченко осуществляет укладку последнего звена железнодорожного пути Тында-Беркакит.

14 августа 1978г. Первый рабочий поезд с грузом пришел на строительную площадку Нерюнгринской ГРЭС в поселке Серебряный Бор.

26 октября 1987г. В 14 часов 40 минут бригадой Алексея Иванченко на станции Угольная было уложено последнее звено,   в этот же день отгружен и отправлен первый состав с нерюнгринским углем.

В 1978г. отряд завоевал звание лучшей бригады Минтрансстроя СССР, занесен в Летопись трудовой славы ЦК ВЛКСМ, награжден памятным знаменем ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток». Его командир Алексей Иванченко подписал Рапорт Ленинского комсомола ЦК КПСС. В 1977г. он был награжден орденом Знак Почета, медалью «За строительство БАМ», знаками ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки», «Трудовая доблесть», в 1979г. избран депутатом Верховного Совета ЯАССР. Комиссару отряда Анатолию Павлову в 1987г. было присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола, он представлял советскую молодежь на Всемирном Фестивале молодежи и студентов в Гаване.

1979г. После принятия линии Тында-Беркакит в постоянную эксплуатацию, отряд в составе СМП-596 строил подъездные пути к объектам угольного комплекса, к станции Угольная.

11 апреля 1985г. Отряд укладывает первое «серебряное» звено АЯМа - линии Беркакит-Томмот-Якутск. Затем прокладывает станционные пути станции Нерюнгри-Грузовая, звеносборочной базы, работает на перегоне до станции Нерюнгри-Пассажирская, реконструкции станции Беркакит.

1986г. По итогам соцсоревнования среди строительных бригад республики, бригада А.А. Иванченко заняла первое место с присуждением Переходящего Красного Знамени Якутского обкома партии, обкома ВЛКСМ, Совета Министров ЯАССР.

Несмотря на все трудности бойцы отряда «Якутский комсомолец», вместе с другими строителями, привели железную дорогу в Нижний Бестях. Они были и остались до сегодняшнего дня, несмотря на побелевшие волосы, Героями нашего времени, все теми же бойцами отряда «Якутский комсомолец».

 

 Т. Рахматова - специалист Нерюнгринского музея.


Похожие новости