«Золотое» звено

+ -
+3

   Составной частью основной трассы БАМа на его северном направлении является небольшой участок – железнодорожная линия Тында-Беркакит протяженностью 220 километров. Строительство северной ветки в Якутию было обусловлено формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Дорога должна была стать надежной транспортной артерией, соединяющей первый на БАМе комплекс с другими регионами страны. Определяющим документом, нацеленным на строительство железной дороги Тында-Беркакит, стали «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг.», утвержденные на XXV съезде КПСС.

Укладка «золотого» звена на разъезде Якутский. Справа – командир отряда «Якутский комсомолец» А.Иванченко. 2 ноября 1976г.

   Сооружение железнодорожной магистрали началось в мае 1975 года и осуществлялось подразделениями управления «Главбамстрой» Министерства транспортного строительства СССР. Строительство дороги проходило в сложных условиях необжитого таежного края, в зоне вечной мерзлоты, что потребовало напряженного труда.

   В авангарде строителей и первых десантов шла молодежь. Здесь, на этой трассе, сорок лет назад началась история знаменитого отряда «Якутский комсомолец», внесшего огромный вклад в строительство железной дороги в республике. Отряд был создан 29 мая 1974 года решением Якутского областного комитета комсомола. Тогда в него вошли 25 ребят из разных районов республики.

   В первое время пребывания на БАМе бойцы отряда строили жилые дома и склады в поселке Тындинский, возводили станцию Беленькая, рубили просеку под станцию Могот, первым десантом высадились на место будущей станции Нагорная.

   Весной 1976г. отряд «Якутский комсомолец» в полном составе был отправлен в учебно-курсовой комбинат в Тынде на курсы монтеров пути. Освоив новую профессию, бойцы отряда стали первыми путейцами в республике и вошли в состав комсомольско-молодежной бригады строительно-монтажного поезда № 577 управления «Бамстройпуть», руководимой заслуженным строителем РСФСР К.Г.Гараевым.

   Именно отряд «Якутский комсомолец» в сентябре 1976г., приняв укладку железнодорожного полотна на участке от Могота, повел железную дорогу дальше в Якутию. Рядом с командиром отряда Алексеем Иванченко на трассе работали Анатолий Павлов, Вячеслав Эверстов, Николай Сосин, Гавриил Винокуров, Алексей Макаров, Гавриил Адамов, Вячеслав Дмитриев, Максим Габышев, Любовь Яковлева.

   Темпы прокладки железной дороги были ускоренными и диктовались сроками пуска в эксплуатацию угольных предприятий Нерюнгри. Среди транспортных строителей развернулось соревнование за право укладки «золотого» звена на границе Амурской области и Якутской АССР. В соревновании участвовали 20 коллективов численностью 4,5 тысячи человек, но только 8 комплексных бригад и 37 победителей в индивидуальном трудовом соперничестве, показавшие наилучшие результаты, могли получить право участия в событиях на разъезде Якутский.

   В октябре монтеры пути из бригады СМП-577 К.Г.Гараева установили несколько рекордов на укладке, в том числе абсолютный на Малом БАМе рекорд – 2400 метров пути в сутки, на сложнейшем участке. 27 октября, на два месяца раньше намеченного срока, рельсы вышли к границе Амурской области и Якутской АССР.

   2 ноября 1976 года на разъезде Якутский состоялся торжественный митинг, посвященный укладке «золотого» звена на территории республики. Задолго до начала митинга сюда прибыли представители руководящих органов Якутской АССР и Амурской области, многочисленные делегации подразделений «Главбамстроя», делегации из городов и поселков. Это историческое событие освещали около ста советских и иностранных журналистов из газет, радио и телевидения. Митинг транслировался по всей трассе Малого БАМа.

   По склону сопки и вдоль полотна разместились тысячи празднично настроенных людей. Особую торжественность событию придавали бамовцы с алыми лентами через плечо - победители социалистического соревнования за право укладки «золотого» звена, выстроившиеся на площадке перед правительственной трибуной. Среди них бригады мостоотряда № 49 В.Н.Родина, механизированной колонны № 158 В.И. Сухомлинова, СМП-576 В.Г.Новика, СМП-578 П.П.Глухотаренко и многие другие.

   На трибуне в числе почетных гостей - первые секретари Якутского и Амурского обкомов партии Г.И.Чиряев и С.С.Авраменко, начальник «Главбамстроя» К.В.Мохортов, управляющий трестом «Бамстроймеханизация» Герой Социалистического Труда Ф.В.Ходаковский. Митинг открыл первый секретарь Джелтулакского райкома партии Ю.А.Есаулков.

   К границе Якутской АССР подошел путеукладчик под управлением машиниста А.Е.Ноймана, имеющего опыт укладки «серебряного» звена в Тынде в 1975 году. Монтеры пути из отряда «Якутский комсомолец», завоевавшие это почетное право, произвели укладку первого, «золотого» звена на якутской земле. Впервые на территорию северной республики легли рельсы железной дороги, столь необходимой для экономического освоения ее природных богатств.

   В честь строителей железной дороги был открыт монумент, выполненный в форме двух столбов якутской коновязи сэргэ – древнего якутского символа радушия и гостеприимства. Здесь, на вершине Станового хребта, бок о бок взметнулись в небо белоснежные колонны, олицетворяя дружбу и братство многонациональных отрядов строителей БАМа. Монумент сооружен комсомольско-молодежной бригадой СМП-577 Н.Л.Жарчинского. Почетного права открыть его были удостоены председатель Нерюнгринского горисполкома М.П.Кочнев, заместитель директора совхоза «Золотинка» С.М.Леханов, начальник Южно-Якутской комплексной экспедиции В.Т.Сорокин, начальник экспедиции «Востоккварцсамоцветы» М.Я.Харин, председатель Нагорнинского поссовета Н.А.Руденко, монтеры пути из отряда «Якутский комсомолец» Р.Байская и Е.Пшенникова.

Открытие монумента в честь строителей БАМа. 2 ноября 1976г

   Со строительством северной ветки в Якутию связано еще одно памятное место. По инициативе водителя МК-156 Владимира Владимировича Киселькова у разъезда Якутский был установлен «Дяди Володин камень». Он был создан из выброшенной взрывом огромной каменной глыбы и назван «камнем счастья». В.Кисельков и его помощник П.Ильюк бульдозерами «подняли» 35-тонную глыбу на возвышение, сняв 2 тонны рыхлого камня. Так родилось это творение человека и природы, став воплощением дерзновенного подвига людей, бросивших вызов этим необжитым местам и вдохнувших в них жизнь. На отшлифованной поверхности камня – названия коллективов, бригад и звеньев, строивших дорогу на север, как первая страница Якутии железнодорожной.

Первое железнодорожное звено на якутской земле. 2 ноября 1976г.

   В продолжение торжественных мероприятий к разъезду Якутский приблизился первый поезд, сопровождаемый оленьими упряжками. Состав, который привел машинист Г.С.Гусев, вошел на рельсы, доставив строительные материалы для Южно-Якутского ТПК. Красную ленточку перед ним разрезали первый секретарь Якутского обкома КПСС Г.И.Чиряев и первый секретарь Амурского обкома КПСС С.С.Авраменко.

   Выступая с трибуны митинга, Г.И.Чиряев сказал: «Сегодня сюда, на разъезд Якутский, пришел первый поезд. И это волнующее событие знаменует собой начало железнодорожного освоения Якутии. За ним мы видим в перспективе явления огромного социально-экономического и политического значения, большие преобразующие перемены в развитии производительных сил нашего края. Мы уже сегодня можем зримо представить дальнейшую перспективу строительства по просторам Якутии».

   В подтверждение этих слов в день укладки «золотого» звена механизаторами МК-156 на разъезде Якутский был установлен символический указатель будущей железной дороги Беркакит-Якутск.

   В Нерюнгринском музее истории освоения Южной Якутии им. И.И.Пьянкова хранятся памятные свидетельства исторического события на разъезде Якутский, среди которых символический «золотой костыль» штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе с выгравированными именами победителей социалистического соревнования за право укладки «золотого» звена, красная ленточка, памятные ленты победителей, бамовская каска с автографами бойцов отряда «Якутский комсомолец», диплом почетного пассажира поезда по маршруту «Тында-разъезд Якутский». Диплом почетного пассажира первого поезда на построенном участке по единодушному мнению строителей магистрали являлся самой авторитетной наградой за труд.

Филенкина Н М., главный хранитель музея истории освоения Южной Якутии им. И.И.Пьянкова

Похожие новости