Слово берет память

+ -
0

Жизнь проживу, как орел, храбро и гордо. 

Сколько я бурь поборол, бравших за горло.

Верный примеру отцов, рвался не к славам. 

Стать бы росой для цветов, дождиком травам...

                                                  

Семен Данилов. 

 

Ахмаметьев С.Н. 1947г.

Родословная города, как и биография людей, измеряется глубиной корней, пройденным путем, и когда город растет, набирая возраст, он имеет свойство молодеть, словно сменяющие друг друга поколения. Но законы роста - не всегда законы развития. Мы ответственны не только за свои помыслы и поступки, но и за то, что было до нас и будет после нас - вдвойне ответственны перед теми, кому предстоит принять эстафету. Жить без прошлого, без корней - нельзя: ведь только через уважение к месту, где жили старшие поколения, можно привить человеку любовь к Родине и к своему народу. Несмотря на сложности и трудности, испытания и ошибки, наш город - многонаци­ональный дом, в котором мы живем одной большой семьей, - трудимся, творим и созидаем,

В кипении наших будней, в калейдоскопе тысяч сиюминутных, неотложных больших и малых дел мы порой не замечаем, как неотвратимо суживается возможность прямого общения со старшим поколением, с ветеранами войны и тыла. Уходят ветераны...

Ахмаметьев Сергей Николаевич родился 20 марта 1912г. в городе Уфе в семье рабочего-железнодорож­ника. Отец, Константин Степанович, работал путевым обходчиком, мать поденно стирала белье. В 1913г. семья переехала в Иркутскую губернию, где отец стал работать обходчиком вблизи станции Заиграево, а мать была прачкой в лесной школе. В 1915г., в 1-ю мировую войну, отца, забрали в солдаты и отправили на Германский фронт, где он и погиб. Вскоре заболела тифом и умерла мать, умер и старший брат. Оставшихся без родителей Сергея с младшей сестренкой приютили сослуживцы отца, пожилые люди. Вскоре закончивший лесную школу брат отца, Николай Степанович, получил место лесничего в Иркутской губернии Балаганского уезда Усть-Удинской волости, женился и перевез детей к себе. В шестилетнем возрасте Сергей пошел учиться в сельскую шко­лу. В 1924г. дядя получил назначе­ние в Олекминск, здесь Сергей продо­лжил учебу и в 1925г. окончил семилетку.

В начале 1926г. Николая Степановича Ахмаметьева направили главным лесничим в Томмот, здесь почти два года Сергей проработал в магазине «Якутторга», вначале учеником продавца, а затем продавцом продтоваров. Летом 1928г. дядя Николай Сергея и его сестру усыновил. По документам, выданным Алданским окружным исполнительным комитетом, дети получили отчество дяди. Осенью 1928г. Сергея и сестру родители отправили пароходом в Якутск для продолжения учебы. Сергей учился в школе II ступени Якутска, был назначен вожатым 9-го пионерского отряда и избран в состав горкома комсомола. В феврале 1929г. Сергея обвинили в антисемитизме. Сергей, будучи в составе шахматного кружка школы, честно обыгрывал сверстников. На школьном комсомольском собрании Сергею эти победы поставили в вину и обвинили в неуважении к якутским учащимся, граничащем с антисемитизмом. За участие в литературном кружке и увлечение стихами отвергнутого в ту пору С. Есенина он был обвинен в "мещанской идеологии, несовмести­мой с комсомолом". Сергея исключили из комсомола и выгнали из школы. Сергею пришлось срочно перебираться домой, устраиваться на работу и помогать сестре, оставшейся в Якутске. В это время умер отец. Похоронив отца, Сергей по весенней распутице пешком добрался из Томмота в Алдан и устроился на работу в электромонтажный цех при механических мастерских треста "Алданзолото».С 1931г. по сентябрь 1941г.  Сергей проработал  в различных автохозяйствах Алдана в качестве шофера III, затем II класса, электроме­хаником, автомехаником.

Мирная жизнь была прервана войной. В 1941г. Сергей работал старшим автомехаником в автопарке «Якутзолотопродснаба», откуда и был призван в армию в сентябре 1941г. В начале войны военкомат обязал Сергея преподавать на краткосрочных курсах шоферов, в числе слушателей которых были, в основном, женщины, которые должны были заменить ушедших на фронт мужчин. По окончании курсов и получении курсантами прав водителей, Сергей ушел в армию. Сначала был рядовым, затем был переведен в учебное подразделение, где вел занятия по устройству двигателей внутреннего сгорания, готовил механиков-водителей артиллерийской механической тяги. Через два с половиной месяца, когда водители были подготовлены, артполк был направлен на фронт, Сергея перевели в 585 запасной стрелковый полк, где сержант Ахмаметьев стал служить ротным писарем. В 1942г. старшина Ахмаметьев был принят кандидатом в члены КПСС, а весной 1943г. направлен на шестимесячные курсы командиров взводов на ст.Дивизионную БМ АССР. По окончании курсов командование учебной части обратилось с ходатайством в Штаб ЗабВО с просьбой оставить старшину Ахмаметьева при учебной части в должности командира учебного взвода. В ответ поступил приказ направить 9 человек, в т.ч. старшину Ахмаметьева, в Штаб округа, откуда их распределили по частям, находившимся на границе с Маньчжурией. Сергей был назначен в 1-й стрелковый батальон 393 полка 103 стрелковой дивизии, где принял взвод автоматчиков.

В это время на азиатском театре военных действий наши союзники - США и Англия вели войну против милитаристской Японии. Верный своему союзническому долгу Советский Союз 5 апреля 1945г. денонсировал акт о нейтралитете между СССР и Японией.

В войне с Японией участвовало более тысячи воинов-якутян, в основном, в составе частей 94-й и 210-й стрелковых дивизий 39-й армии, 278-й стрелковой дивизии 17-й армии Забайкальского фронта, а также в частях 1-го и 2-го Дальневосточного фронтов.

103-я стрелковая дивизия в составе 2-го стрелкового корпуса рано утром 9 августа пересекла границу с Маньчжурией в районе колхоза "Старый Цурухайтуй". Переправившись через Аргунь, форсированным маршем устремилась через безводные районы Маньчжурии по направлению к китайскому городку Сигайтуци (Якэши), отрезая Далайнорскую и Хайларскую группировки войск противника от Квантунской армии. Шли форсированным маршем, длившимся более двух суток, по безводной "Долине смерти" без отдыха, при дневной жаре свыше 30-35 градусов. Этот путь оказался тяжелым испытанием для десятков тысяч бойцов Советской Армии. Противник был уверен, что пройти через безводные песчаные степи никакая армия не сможет, а потому значительных укреплений здесь не было. Жгучие лучи солнца, клубы пыли, поднятой при движении многих тысяч солдат, сотни повозок, арттягачей, автомашин - настолько изнурительно действовало это на всех, что даже короткая ночная прохлада не приносила облегчения, Мучала жажда, переход с полным боекомплектом выматывал силы. К тем из солдат, что шли со снятыми головными уборами, солнце было беспощадно - они валились с ног от солнечных ударов. У железной дороги, близ городка Сигайтуци, бойцы были встречены огнем противника, здесь находился его оборонительный рубеж. В упорном бою, под натиском наших передовых частей, танков, артиллерии и гвардейских минометов заслон был разгромлен, железнодорожная станция и город захвачены. В результате от основных сил Квантунской армии были отрезаны по железной дороге два сильных укрепрайона: Далайнорский и Хайларский. В дальнейшем войска этих районов, хоть и сопротивлялись упорно, но, оказавшись без поддержки с тыла, были разгромлены другими частями Забайкальского фронта.

Когда полки 103-й стрелковой дивизии захватили железнодорожную станцию и города Сигайтуци и устремились вслед отступающему противнику, от командования поступил приказ оставить в захваченном городе стрелковую роту и создать военную комендатуру. Рота, в которой был старшина Ахмаметьев, была оставлена для несения службы при созданной комендатуре. Сигайтуци населяли, в основном, семьи бывших "семеновцев" и японских разночинцев. Взрослое мужское население отсутствовало, многие ушли от возмездия при отступлении с японцами, боясь наказания за кровавые злодеяния, совершенные ими вместе с интервентами на нашей земле - в Забайкалье, Даурии, на Амуре, в Сибири - в годы гражданской войны. Поток наших войск в глубину Маньчжурии уменьшился и в ночные часы в городе начинались  перестрелки.

Немногочисленному подразделению войск не раз приходилось занимать круговую оборону и отражать вылазки противника. За неделю рота потеряла более 10 человек убитыми, многие были ранены. В одной из ночных перестрелок был тяжело ранен командир пулеметного взвода лейтенант Богданов и старшина Ахмаметьев принял дополнительно и этот взвод. Вскоре рота была отозвана, ей на смену пришло крупное кавалерийское подразделение, которое уничтожило очаги сопротивления. Часть 103-й дивизии и свой 393-й полк рота догнала в китайском городе Чан-Чунь.

Военная кампания против Японии длилась 24 дня. За этот период были освобождены северо-восточный Китай, Северная Корея, Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.

Советские войска стали расформировываться, пожилой состав в подразделениях был демобилизован, грузился в эшелоны и возвращался домой. На молодых воинов легла задача по выводу многотысячных колонн пленных солдат и офицеров противника. Старшине Ахмаметьеву с оставшимися от двух взводов роты пятью бойцами был дан приказ вывести через советскую границу трофейных лошадей. Собрав более двухсот бродивших без присмотра лошадей, бойцы погнали их вдоль железной дороги. Путь от Хайлара до границы шел через пески, где не было питьевой воды и подножного корма, но бойцам удалось сохранить лошадей, которые впоследствии были переданы в народное хозяйство.

Выйдя из Манчжурии, старшина Ахмаметьев был командирован в 209-ю стрелковую дивизию на ст: Харанор и был зачислен командиром паркового взвода в отдельную 517-ю автороту, а затем помощником командира по тех. части. Здесь он еще в течение года обучал молодых воинов призыва осени 1945г. вождению боевых машин, проведению комплектовки и ремонта трофейных машин, которых в роте набралось свыше ста единиц. В конце сентября 1946г. старшина Ахмаметьев демобилизовался и вернулся в Алдан, где его ждала семья - жена, трое детей и мать.

В декабре 1946 года он с семьей, по приглашению сестры, работавшей вместе с мужем в автохозяйстве, занимавшимся перевозкой грузов на прииски и рудники треста "Амурзолото", выехал в п.Стойбу Селемджинского района Амурской области и устроился по договору в Стойбинскую транспортную контору водителем газогенераторного автомобиля ЗИЛ-21. До декабря 1949г. он работал в этом автохозяйстве, его труд не раз отмечался поощрениями, благодарностями, почетными грамотами, премиями. На районной партконференции он был избран членом РК КПСС.

В послевоенный период в Сурзолототрансе не было специальных автомобилей или автобусов для перевозки пассажиров. Автомобиль Сергея Николаевича был переоборудован для этого вида перевозок, его оборудовали будкой, крытой брезентом. В этом автомобиле Сергей Николаевич возил зимой репатриированных, заключенных и других пассажиров на расстояния в 500-600 км под конвоем специального наряда солдат, в нем же возил медикаменты, спецодежду, детали. Несмотря на запрещение совместной перевозки людей и грузов - это противоречило правилам техники безопасности - в управлении Сурзолототранс этими правилами пренебрегали и зачастую обязывали водителей перевозить людей поверх грузов: план был превыше всего, - умели замазывать глаза и себе, и народу. В декабре 1949г.Ахмаметьеву поручили перевезти из Свободного на рудник Токур четыре семьи сотрудников лагерей охраны - 22 человека и около двух тонн груза.. Предстоял путь по горной дороге со сложным рельефом, через крутые перевалы. Ехал осторожно, но на 66-м километре от Стойбы, за Лукачерским горным перевалом, выступившая из-под горы вода образовала участок наледи, метров 80-100 дорожного полотна были покрыты ледяными наплывами, над которыми от мороза образовался  сплошной туман. Здесь машину резко развернуло и она сошла с насыпи под откос, погибли шесть пассажиров, их накрыло грузом, находившимся в кузове.

Осужденный к 8 годам заключения, Ахмаметьев оказался в г.Свободный Амурской области, на заводе сельхозорудий, где вначале работал электромонтером, а затем был назначен бригадиром. К тому времени в семье Сергея Николаевича родился четвертый ребенок, болела старушка мать - все тяготы легли на плечи жены. Он работал добросовестно и вскоре был переведен из Свободлага в Амурлаг, откуда был переведен с семьей на прииск Соловьевск Амурской области на строительство новых автодорог. На прииск Соловьевск пришел запрос с ходатайством о переводе С.Н. Ахмаметьева в распоряжение АЯМтранса. Так он оказался в Чульмане и стал работать в автобазе "Чульман" управления АЯМтранса, созданной еще в 1929г., в период строительства Амуро- Якутской магистрали - дороги жизни.

Получив новенький дизельный автомобиль ЯАЗ-210 грузоподъемностью 12 тонн, Сергей Николаевич Ахмаметьев приступил к работе по перевозке угля из Чульманской шахты на Якокутскую электростанцию - самую крупную в тот период в Южной Якутии. Первоначально, в 1941г., в год постройки, мощность Якокутской электростанции была всего лишь 3000 кВт. Она снабжала энергией драги, редукторные подъемники, лебедки, транспортеры, насосы и другие механизмы, работающие на алданских приисках. Впоследствии ее мощность была увеличена. Расположена ТЭЦ на реке Якокит, в 29 км к юго-востоку от г.Алдана, в 332 км от г.Нерюнгри и в 263 км от поселка Чульман. Якокутская ТЭЦ находится в глубокой долине р. Якокит и окружена крутыми горами. На спуске были два крутых поворота, окружности которых было недостаточно для радиуса разворота дизельных автомобилей ЯАЗ-210. Руководство АЯМтранса, вместо того, чтобы предложить ТЭЦ привести крутой спуск в соответствующее состояние, потребовало оборудования промежуточной площадки наверху перевала. ТЭЦ вынуждена была держать здесь рабочих для разгрузки дизелей, которые приходили из Чульмана нерегулярно. Дальнейшую перевозку угля к станции руководство ТЭЦ производило своими силами. Сергей Николаевич нашел такую перевозку угля бестолковой, намного удорожавшей доставку топлива. Своими соображениями он поделился с Владимиром Тимофеевичем Яценко - директором Якокутской ТЭЦ. Владимир Тимофеевич обещал Ахмаметьеву всяческую помощь и поддержку, сказав, что если машине удастся спуститься в долину и она не сможет выбраться, то он вышлет бульдозер для оказания помощи. Однако машина преодолела и спуск, и подъем. Примеру Сергея Николаевича последовали другие водители автобазы "Чульман", тем более, что директор ТЭЦ дал распоряжение за каждый сквозной рейс выплачивать водителям вознаграждение в сумме 50 рублей. Охотников заработать дополнительно наличными нашлось немало, а в дирекции ТЭЦ накопилось большое количество ордеров, по которым были выплачены водителям вознаграждения. На бюроАлданского РК КПСС В.Т. Яценко предъявил расходные ордера. Все доводы руководства АЯМтранса рухнули. Случилось так, что, будучи на Больше-Неверсксй базе, Сергей Николаевич увидел небольшой восьмитонный прицеп, стоявший в бездействии. Сергей Николаевич первым в автобазе «Чульман», с целью повышения производительности труда, стал водить автопоезда – машину и прицеп.

Управление АЯМтранса, убедившись в целесообразности применения прицепов, заказало на Жатайском судоремонтном заводе первые восемь двухосных прицепов. Сергей Николаевич был внесен в число передовых рабочих-рационализаторов. Почти в каждом номере органа Тимптонского райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся ЯАССР" "Путь коммунизма" его имя упоминалось в списке передовиков. В 1956-57гг. он принимал участие в слетах рационализаторов АЯМтранса и республики, делился опытом. Руководство, убедившись в том, что Ахмаметьев имеет достаточно практического опыта, поручало ему ответственные перевозки тяжеловесных грузов на большие расстояния. Перевозить приходилось и на машине, и на трейлерах. Рейсы совершал один, без вспомогательных машин, что всегда сопряжено с большими трудностями.

Рейсы от железнодорожных станций Большой Невер, Сковородино до Алдана, Томмота, Эмельджака, Канку, Ыныкчана, Якутска и других населенных пунктов совершал без срывов. Наиболее крупные автохозяйства принадлежали в то время предприятиям золотой промышленности и предприятиям "Дальстроя". Автомобильный транспорт в зимнее время обеспечивал перевозку почты, пассажиров и срочных грузов между Большим Невером и Якутском.

В 1960 г., по решению Тимптонского РК КПСС, Сергею Николаевичу было присвоено звание Ударника коммунистического труда. На одном из собраний трудящиеся автобазы избрали его председателем товарищеского суда. Врачи рекомендовали изменить характер работы. Руководство предложило занять должность инженера по охране труда и ТБ. Специального технического образования не былои, заняв эту должность, Сергей Николаевич стал заниматься самообразованием. На этой должности он проработал в течение двух лет; являясь одновременно председателем месткома. По рекомендации партийных организаций поселка Чульман его утвердили на должность председателя Чульманского объединенного группового комитета профсоюза металлургов. Став с февраля 1963г. председателем группового комитета, Сергей Николаевич столкнулся со множеством обязанностей и проблем.

Весной 1963г. в 12 км от поселка, в живописном сосновом бору, вблизи небольшого горного ручья скооперировавшиеся коллективы предприятий, детально обсудив свои возможности, выделили материалы, инструмент, транспорт, рабочую силу и приступили к строительству лагеря. Немало потрудились здесь и сами трудящиеся, родители детей, и молодежь. Уже во второй половине июля 1963г. пионерский лагерь принял детей. То-то была рада чульманская детвора!

У человека, существа социального, родового, добро не может быть личным, оторванным от представлений других членов рода о зле и добре. Он понимает, что скоро уйдет, но останутся его дети, внуки, близкие, и ценности его жизни, если вычислять только с расчетом пользы для себя, обернутся трухой. Человек хочет остаться, даже уйдя. Отдавать - и оставаться личностью. Преодолей себя, помоги в этом идущему рядом, себя не жалея, - только тогда и состоишься как человек. Возьмешь верх над собственной слабостью, испытаешь неведомое дотоле чувство победы. Молодежь должна знать о делах своих дедов, они не думали о наградах - скромно делали свое повседневное депо, вкладывая в него силу ума и жар души. Они были первыми. Сознание, что они хозяева этой земли, придавало им силы в преодолении неимоверных трудностей, окрыляло на подвиг. Да и вся их жизнь была подвигом.

Более шести лет Сергей Николаевич Ахмаметьев возглавлял Чульманский объединенный групповой комитет профсоюза металлургов, руководил профсоюзными организациями предприятий. В 1967г. по постановлению Облсовпрофа в республике возник ряд отраслевых профсоюзных комитетов. Были созданы обкомы профсоюзов работников угольной промышленности, работников электроэнергетики и др. От Чульманского групкома отошли профсоюзные комитеты шахты "Чульманская" и Чульманской ЦЭС. В феврале 1968г. групком был упразднен. В Алдане был создан Трактовый комитет, в который влились все профсоюзные комитеты АЯМтранса.

Вскоре Сергея Николаевича отправили на заслуженный отдых, наградив Почетной грамотой и бесплатной путевкой в один из лучших курортов Союза - Кисловодск. Вернувшись с курорта, сидеть дома не смог - не привык без дела, дан неудобно, когда руки- ноги целы, поэтому построил на р.Чульман две охотничьи избушки, разработал на поляне небольшой участок земли и посадил овощи - редис, репу, картошку. Летом добирался до избушек на лодке, а зимой - на лыжах. Вступив в охотобщество, занялся охотой и рыбалкой. Затем, увлекшись, целыми месяцами пропадал в тайге, строил хитроумные ловушки, в которые вскоре стали попадаться зверьки: горностаи и соболи, шкурки которых он сдавал. Весну он любил особенно. Весна в тайге - это каждый раз широко распахнутый мир, светлые просторы неба, сине-зеленое море озер, рек и трав. Без этого он уже не мог. Лес был его духовным доктором, он лечил его исстрадавшуюся душу, он не предавал и не судил его, он давал силы для дальнейшей жизни.

И как синоним жизни, бесконечной и трудной, зовет работа, которая одна только и может уберечь от пустоты и опустошенности, которая помогает жить в ладу со временем и самим собой. Поступил в гидрогеологический отряд Южно-Якутской геологоразведочной экспедиции рабочим-наблюдателем. В его обязанности входило вести наблюдения за уровнем и температурой подземных вод. Наблюдаемые скважины были разбросаны на разных угольных и железорудных месторождениях Южной Якутии, они были удалены друг от друга на десятки и даже сотни километров. В течение четырех лет он ежедневно, при любых метеоусловиях, ходил и ездил по тайге. Работа нравилась, он по-прежнему был наедине с природой. Но весной 1976г. он простудился и попал в больницу. Врачи запретили продолжать работу, связанную с длительным пребыванием на холоде и большой нагрузкой на сердце и ноги...

Было трудно, им иногда было очень трудно нашим отцам и дедам - защитникам Отечества. Многие из них остаются безвестными, с другими - связаны громкие факты и легенды. Вспоминая прошлое, видел Сергей Николаевич свою, ту далекую, трудную и вместе с тем такую героическую юность. И как память о ней - награды Родины - боевые и трудовые, отметившие ратный труд российского воина-шофера - защитника Отечества.

Наши отцы и дети, полной мерой хлебнувшие горечь и безысходность лихолетья, своим трудом, всей своей жизнью, обычной жизнью простых тружеников укрепляли страну, каждый вносил свой скромный вклад. Они знали, что молодежь должна расти лучше и чище, правдивее и сильнее предыдущего поколения граждан России.

Верный своему принципу - жить бел передышки - пошел Сергей Николаевич работать сторожем в Тимптонский лесхоз, где проработал два года. В возрасте 73 лет он уже не работал, едва передвигался по дому и - писал рассказы, очерки, воспоминания о прожитых годах... И память его бережно хранила все радости и печали этого удивительного мира, в котором он появился однажды, а работа приносила не только успокоение и отдых, но и исцеление от черствости, враждебности, неприязни, от странной жажды человека уничтожить вокруг себя все доброе, а затем в ужасе хвататься за голову и глубоко и искренне страдать. Умер Сергей Николаевич Ахмаметьев 11 октября 1986г.

Время неуловимо летит вперед. Меняется мир. Рождаются новые государства. И некогда остановиться, задуматься о времени, о судьбе, о людях и человеке. В наше время сам род людской поставлен перед проблемой выживания. Планета может и должна быть избавлена от войн. Жизнь в условиях безопасности, независимости и прогресса может и должна быть обеспечена всем народам. И мы знаем, что наши защитники Отечества делают все, чтобы мир на планете Земля стал вечным.

Этот рассказ был призван воспеть трудовой подвиг воинов-победителей, которые работали - и замечательно, отважно, самоотверженно работали - люди такие же, как мы. Историю творят люди. Мы, ныне живущие, ответственны как за прошлое и настоящее, так и за будущее.

Сегодня на страже мира, завоеванного в грозные годы войны, стоят молодые воины. Они свято берегут традиции отцов и дедов, настойчиво овладевают современной техникой, совершенствуют свое боевое мастерство, перенимая у старших поколений тот высокий моральный дух, который был и остается незыблемой основой наших славных свершений и побед.

Защитники Отечества не теряют бдительности и всегда сумеют отстоять родную Отчизну, мирный труд народа. Люди планеты помнят бессмертный подвиг, совершенный нашими защитниками Отечества во имя всего человечества, во имя будущего, их имена останутся в сердцах грядущих поколений.

Я счастлива, что в канун 80-летия нашей славной Армии мне удалось хоть чуточку приподнять завесу времени, воскресить в памяти живущих дела наших отцов и дедов - защитников Отечества, большинства из которых, к сожалению, уже нет в живых. Тем дороже для нас должна быть память о них - ветеранах войны и труда, ветеранах тыла, первопроходцах промышленного освоения недровых богатств Якутии - СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.

 

                                                                                        Г. Прошкина - научный сотрудник 

                                                                                        Нерюнгринского музея.

 

                                                   Опубликована в газете «Индустрия Севера» № 32 от 18.02.1998г.

 

 

Похожие новости